27 мая 2020

Посмотрело 152

Чье имя носят ведущие медицинские ВУЗы России

Слайд-шоу

27 мая 2020

Посмотрело 152

Чьи имена носят российские медицинские университеты

В странах СНГ есть традиция — давать высшим учебным заведениям имена великих ученых. За границей такая практика не распространена — ВУЗы Европы и Америки обычно называются в честь региона, в котором они расположены. 

В этой статье мы вспомним 6 медицинских университетов, которые гордо носят фамилии великих деятелей отечественной медицины.

 

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Николай Нилович Бурденко (22 мая 1876 — 11 ноября 1946) — советский хирург, отец отечественной нейрохирургии, главный хирург Красной Армии (1937-1946 гг). Бурденко разработал эффективную систему сортировки раненых, что значительно снизило уровень смертности и  количество ампутаций. Он первый ввел первичную обработку раны, которая затем нашла место во всех отраслях хирургии. 

В 1923 году Николай Нилович организовывает в факультетской хирургической клинике Московского университета нейрохирургическое отделение. Там он становится профессором оперативной хирургии. Большинство его трудов посвящены оперативному лечению опухолей центральной и периферической нервной системы, патологии ликворообращения и мозгового кровообращения. Благодаря огромному вкладу в хирургическую науку он стал почетным членом Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.

Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Илья Ильич Мечников (3 мая 1845 — 2  июля 1916) — великий биолог, который сделал неоценимый вклад во множество естественных наук. Медицина не стала исключением. Именно благодаря Мечникову мы узнали о фагоцитарном (клеточном) иммунитете. Мечников практически сразу указал на роль фагоцитов в атрофии, метаморфозе, репарации, регенерации, воспалении и инфекции. Его исследования легли в основу биологической теории старения.

Многочисленные работы Ильи Ильича посвящены вопросам эпидемиологии чумы, туляремии, брюшного тифа, холеры, туберкулеза и сифилиса. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов, патологов и первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями, расположенную в Одессе.

 

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

Иван Петрович Павлов (14 сентября 1849 — 27 февраля 1936) — великий российский физиолог, первый обладатель Нобелевской премии среди отечественных ученых. Он создал современный подход к пониманию физиологии систем, написал множество трудов по физиологии кровеносной, пищеварительной и нервной систем, разработал учение о физиологии высшей нервной деятельности. Инновационный подход Павлова к экспериментам на лабораторных животных также дал нам представление о формировании рефлексов. 

Его фундаментальные исследования расширили наше понимание патофизиологии сна и болезней желудочно-кишечной системы. Благодаря Павлову люди смогли вылечить язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.  

 

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (13 ноября 1810 — 23 ноября 1881) — русский хирург и учёный-анатом. Он написал первый атлас топографической анатомии, превратил хирургию в науку и основал первую российскую школу анестезиологии.

На фронте Пирогов создал инновационные хирургические методики: сортировку раненных, гипсование поврежденных конечностей. Это позволило во многих случаях избежать ампутаций. Пирогов впервые применил эфирный наркоз во время оперативного вмешательства. Также он первый привлек сестер милосердия к оказанию помощи пациентам.

Пирогов полностью пересмотрел методику преподавания хирургии студентам медицинских университетов. В 1846 году по его проекту в Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт. Это позволило студентам и практикующим врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в проведении операций, а также вести экспериментальные наблюдения. Не знал аналогов и его метод «ледяной скульптуры» — исследование анатомических срезов на замороженных трупах.

 

Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг) — выдающийся отечественный физиолог, труды которого посвящены работе головного мозга. Иван Михайлович внёс большой вклад в изучение центральной нервной системы, где ему принадлежат фундаментальные открытия о формах мозговой деятельности. 

Его работы легли в основу новых на то время наук: психологии и нейрофизиологии. Труды Сеченова подтолкнули к развитию физиологию труда и экстремальных состояний. 

Интересы ученого не ограничивались только нервной системой. Сеченов также исследовал физиологию дыхания, газообмена, обмена веществ и нервно-мышечную физиологию.

Сеченов также занимался просветительской деятельностью. Он популяризировал учение об эволюции, медицинские и физиологические знания в российском обществе. Сеченов также поддерживал женское образование — он организовывал и вел курсы в женских училищах, читал лекции по физиологии и анатомии.

 

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова

Евдокимов Александр Иванович (1883-1979 гг.) — стоматолог и челюстно-лицевой хирург, основоположник советской стоматологической школы. 

Евдокимов разработал классификацию острых гнойных одонтогенных воспалительных процессов, выделил периостит как самостоятельную нозологическую единицу. Евдокимов детально описал хирургические способы лечения переломов и новообразований челюстей.

Он не только работал над развитием науки, но и сделал огромный вклад в преподавание хирургической стоматологии. Евдокимов организовал  кафедру и клинику стоматологии при Воронежском медицинском институте. В 1934 году он создал стоматологическую клинику во 2-м Московском медицинском институте, а в 1936 году — кафедру и клинику хирургической стоматологии в Московском медицинском стоматологическом институте. 

Евдокимов полностью пересмотрел программу для обучения стоматологов. По его инициативе, в отличие от ряда европейских стран, в СССР стоматологам стали преподавать челюстно-лицевую хирургию. Теперь обучение занимало пять лет и включало предметы медицинских факультетов. Такой подход к образованию сделал стоматологов полноценными членами медицинского сообщества и положил начало новой эре советской стоматологии.

 

Вам может быть интересно

Почему люди решают учиться на врача? 5 главных причин

Ликбез

Мы изучили данные статистики и разобрались, какие реальные причины, по которым абитуриенты выбирают профессию врача.

Читать статью

Отдых с пользой: что посетить врачу во время отпуска?

Актуальное

Отдыхать можно по-разному. Кому-то нравится лежать на пляже у океана, кто-то предпочитает отдых в палатке в горах, а некоторые исследуют города.

Читать статью

Яркость, контрастность, шрифт: как настроить монитор, чтобы врачу было комфортно за ним работать

Будни врача

Цифровые технологии помогают выстраивать доверительные отношения между пациентами и врачами.

Читать статью

Ведение родов у пациенток с коронавирусом

Актуальное

С начала пандемии коронавирусной инфекции и по сей день у врачей разных специальностей возникают вопросы о новых стандартах проведения привычных процедур.

Читать статью

Российские ученые создали биомикророботов для диагностики и лечения опухолей

Актуальное

Такое открытие совершили ученые из НИТУ «МИСиС» и РНИМУ им. Пирогова.

Читать статью

Тайм-менеджмент для врачей: как заботиться о пациентах и оставлять время на себя

Актуальное

Медицинские работники, которые безгранично жертвуют личным временем в пользу пациентов, сегодня воспринимаются как норма.

Читать статью

Всё, что вы хотели знать об НМО. Часть 1

Ликбез

Новые правила повышения квалификации и введении непрерывного медицинского образования были опубликованы в 2016 году. С тех пор информация несколько раз изменялась и дополнялась.

Читать статью

Кто первым заболел коронавирусом в России?

Ликбез

Нулевые пациенты и зачем их нужно искать

Читать статью

Минфин включит в систему ОМС частные и зарубежные клиники: что это означает для российской медицины, государственной и частной

Актуальное

Министерство финансов Российской Федерации реформирует систему обязательного медицинского страхования (ОМС).

Читать статью

Как поступить, если возник конфликт с пациентом

Будни врача

Помимо огромного багажа знаний о профилактике, диагностике и лечении заболеваний, в современном мире большое значение уделяется коммуникации врача и пациента.

Читать статью

5 фактов о среднем медицинском персонале в России

Будни врача

ВОЗ объявил 2020 годом медицинских сестер и акушерок. Мы разобрались, как живется представителям этой профессии в России: почему они выбирают эту специальность, куда идут учиться, сколько зарабатывают и почему уходят из профессии.

Читать статью

Иван Павлов: как один человек создал современную физиологию

Актуальное

Наверняка вы слышали про собаку Павлова и его опыты по физиологии пищеварения. Но заслуги этого ученого гораздо шире: он занимался физиологией сна и высшей нервной деятельности, разработал метод хронического эксперимента и многое другое.

Читать статью

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять