Слайд-шоу

27 мая 2020

Посмотрело 122

Чье имя носят ведущие медицинские ВУЗы России

Слайд-шоу

27 мая 2020

Посмотрело 122

Чьи имена носят российские медицинские университеты

В странах СНГ есть традиция — давать высшим учебным заведениям имена великих ученых. За границей такая практика не распространена — ВУЗы Европы и Америки обычно называются в честь региона, в котором они расположены. 

В этой статье мы вспомним 6 медицинских университетов, которые гордо носят фамилии великих деятелей отечественной медицины.

 

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Николай Нилович Бурденко (22 мая 1876 — 11 ноября 1946) — советский хирург, отец отечественной нейрохирургии, главный хирург Красной Армии (1937-1946 гг). Бурденко разработал эффективную систему сортировки раненых, что значительно снизило уровень смертности и  количество ампутаций. Он первый ввел первичную обработку раны, которая затем нашла место во всех отраслях хирургии. 

В 1923 году Николай Нилович организовывает в факультетской хирургической клинике Московского университета нейрохирургическое отделение. Там он становится профессором оперативной хирургии. Большинство его трудов посвящены оперативному лечению опухолей центральной и периферической нервной системы, патологии ликворообращения и мозгового кровообращения. Благодаря огромному вкладу в хирургическую науку он стал почетным членом Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии.

Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Илья Ильич Мечников (3 мая 1845 — 2  июля 1916) — великий биолог, который сделал неоценимый вклад во множество естественных наук. Медицина не стала исключением. Именно благодаря Мечникову мы узнали о фагоцитарном (клеточном) иммунитете. Мечников практически сразу указал на роль фагоцитов в атрофии, метаморфозе, репарации, регенерации, воспалении и инфекции. Его исследования легли в основу биологической теории старения.

Многочисленные работы Ильи Ильича посвящены вопросам эпидемиологии чумы, туляремии, брюшного тифа, холеры, туберкулеза и сифилиса. Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов, патологов и первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями, расположенную в Одессе.

 

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

Иван Петрович Павлов (14 сентября 1849 — 27 февраля 1936) — великий российский физиолог, первый обладатель Нобелевской премии среди отечественных ученых. Он создал современный подход к пониманию физиологии систем, написал множество трудов по физиологии кровеносной, пищеварительной и нервной систем, разработал учение о физиологии высшей нервной деятельности. Инновационный подход Павлова к экспериментам на лабораторных животных также дал нам представление о формировании рефлексов. 

Его фундаментальные исследования расширили наше понимание патофизиологии сна и болезней желудочно-кишечной системы. Благодаря Павлову люди смогли вылечить язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.  

 

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (13 ноября 1810 — 23 ноября 1881) — русский хирург и учёный-анатом. Он написал первый атлас топографической анатомии, превратил хирургию в науку и основал первую российскую школу анестезиологии.

На фронте Пирогов создал инновационные хирургические методики: сортировку раненных, гипсование поврежденных конечностей. Это позволило во многих случаях избежать ампутаций. Пирогов впервые применил эфирный наркоз во время оперативного вмешательства. Также он первый привлек сестер милосердия к оказанию помощи пациентам.

Пирогов полностью пересмотрел методику преподавания хирургии студентам медицинских университетов. В 1846 году по его проекту в Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт. Это позволило студентам и практикующим врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в проведении операций, а также вести экспериментальные наблюдения. Не знал аналогов и его метод «ледяной скульптуры» — исследование анатомических срезов на замороженных трупах.

 

Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг) — выдающийся отечественный физиолог, труды которого посвящены работе головного мозга. Иван Михайлович внёс большой вклад в изучение центральной нервной системы, где ему принадлежат фундаментальные открытия о формах мозговой деятельности. 

Его работы легли в основу новых на то время наук: психологии и нейрофизиологии. Труды Сеченова подтолкнули к развитию физиологию труда и экстремальных состояний. 

Интересы ученого не ограничивались только нервной системой. Сеченов также исследовал физиологию дыхания, газообмена, обмена веществ и нервно-мышечную физиологию.

Сеченов также занимался просветительской деятельностью. Он популяризировал учение об эволюции, медицинские и физиологические знания в российском обществе. Сеченов также поддерживал женское образование — он организовывал и вел курсы в женских училищах, читал лекции по физиологии и анатомии.

 

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова

Евдокимов Александр Иванович (1883-1979 гг.) — стоматолог и челюстно-лицевой хирург, основоположник советской стоматологической школы. 

Евдокимов разработал классификацию острых гнойных одонтогенных воспалительных процессов, выделил периостит как самостоятельную нозологическую единицу. Евдокимов детально описал хирургические способы лечения переломов и новообразований челюстей.

Он не только работал над развитием науки, но и сделал огромный вклад в преподавание хирургической стоматологии. Евдокимов организовал  кафедру и клинику стоматологии при Воронежском медицинском институте. В 1934 году он создал стоматологическую клинику во 2-м Московском медицинском институте, а в 1936 году — кафедру и клинику хирургической стоматологии в Московском медицинском стоматологическом институте. 

Евдокимов полностью пересмотрел программу для обучения стоматологов. По его инициативе, в отличие от ряда европейских стран, в СССР стоматологам стали преподавать челюстно-лицевую хирургию. Теперь обучение занимало пять лет и включало предметы медицинских факультетов. Такой подход к образованию сделал стоматологов полноценными членами медицинского сообщества и положил начало новой эре советской стоматологии.

 

Другие материалы

Слайд-шоу

8 крупных медицинских конференций в 2021 году

Основные направления конференции: онкодерматология, трихология, современные возможности косметологии в дерматологии, детская дерматология и другие.

Читать
Видео

Курс "Содружество врач-пациент" (1-я лекция)

На первом занятии мы разберемся в Калгари-Кембриджской системе и обсудим, какие бывают сложные пациенты. Также мы дадим пошаговый алгоритм, как выстраивать отношения с пациентом в самом начале консультации.

Читать
Новость

Мы запустили бесплатный курс о науке общения с пациентами

С мая на платформе Медицина360 стартует курс о том, как общаться с пациентами и избегать конфликтов.

Читать
Статья

Ошибочный и пропущенный диагноз - в чем разница?

В чем заключается разница между пропущенным и ошибочным диагнозом? Как снизить риск подобных ошибок? Разбираемся в медицинской и юридической сторонах вопроса.

Читать

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять