Новость

24 августа 2020

Посмотрело 190

Чат-боты: как обычная программа может помочь врачам и пациентам

Новость

24 августа 2020

Посмотрело 190

Все больше современных технологий находит свое применение в медицинской практике. Чат-боты не стали исключением. Мы уже привыкли к ним в интернет-магазинах и онлайн-сервисах. Но как внедрить чат-бота во врачебную практику?

Что такое чат-бот

Что такое чат-бот

 

Чат-бот — это форма разговорного искусственного интеллекта. Они способны отвечать на вопросы и решать поставленные задачи не просто выполняя команды, а анализируя язык.

Чат-боты могут жить на платформе популярных мессенджеров (Facebook Messenger, Telegram) или как отдельное приложение, которое нужно скачать на телефон.

Типичный медицинский чат-бот —  это приложение с диалоговым окном. Бот запрашивает симптомы и задает наводящие вопросы. В результате опроса чат-бот может, например, посоветовать посещение поликлиники. После серии простых вопросов и ответов по типу “да/нет” программа предлагает пациенту решение: обратиться в центр неотложной помощи, записаться на плановый прием к врачу, пить больше воды. 

Более продвинутые программы могут записать пациента на прием, выслать медицинские записи вместе со стенограммой чата лечащему врачу, уведомить кого-то из родственников о проблеме, или проинформировать, какие расходы и доплаты могут потребоваться. 

В создании подобных приложений принимают участие врачи различных специализаций. Без должной медицинской консультации создание ботов просто невозможно, поскольку специалисты без соответствующего профильного образования не смогут учесть все аспекты и нюансы принятия медицинского решения. 

Какие чат-боты уже внедрены в медицинскую практику

Какие чат-боты уже внедрены в медицинскую практику

На сегодняшний день разработаны и успешно внедрены в медицинскую практику несколько чат-ботов. 

Например, немецкий чат-бот ADA задает вопросы о симптомах и ставит предварительный диагноз, объясняя какие жалобы стали ключевыми. При необходимости, бот передает информацию лечащему врачу. По схожему алгоритму работает английский чат-бот Babylon. Сейчас он находится в стадии активного тестирования Национальной службы здравоохранения Великобритании. 

В России также активно работают над этой технологией. Чат-бот Doc+ позволяет собрать жалобы, анамнез и передать готовую историю болезни врачу.

Когда чат-бот может быть полезен

Когда чат-бот может быть полезен

Диагностика и запись на прием. Прежде всего, чат-боты должны оптимизировать работу врача. Они помогут понять, нуждается ли пациент в неотложной помощи или записи на прием. Таким образом, к врачу будут приходить только пациенты, которые действительно нуждаются в медицинской помощи и обследованиях.

Подбор специалиста. Кроме того, чат-боты помогают понять, к какому именно врачу нужно записаться. Непосредственно лечащий врач сможет сэкономить время на сборе анамнеза и жалоб, структуризации и анализе данных. За него это сделает программа. Остается только ознакомиться с готовой историей болезни и сосредоточиться на диагностическом и лечебном процессе. 

Оптимизация работы больниц. Во время эпидемии COVID-19 чат-боты могли бы разгрузить приемные отделения больниц и снизить нагрузку на бригады скорой помощи. Программа может сортировать людей и устанавливать предварительный диагноз, предотвратит быстрое распространение инфекции. Меньше людей в больницах — меньше зараженных. 

Какие проблемы с внедрением чат-ботов

Какие проблемы с внедрением чат-ботов

При внедрении чат-ботов врачебное сообщество столкнулось с целым рядом этических вопросов. В 2019 году в JAMA опубликовали статью, где подробно разобрали проблемы внедрения чат-ботов в медицинскую практику. Вот что тревожит врачей в этой статье:

1. Доверие. Последние исследования показали, что многие пациенты доверяют живому человеку больше, чем чат-боту. Это может смазать клиническую картину при опросе и дать некорректный результат.  
2. Конфиденциальность. Сбор пользовательских данных вызывает множество проблем с конфиденциальностью. Работа чат-ботов регулируются законами о защите данных, которые различаются географически. Например, в России это ФЗ «О персональных данных», а в Европе — GDPR.
3. Безопасность пациента. Сможет ли чат-бот правильно истолковать указанные симптомы и не пропустить пациента, который действительно нуждается в медицинской помощи?
4. Юридический аспект. Кто будет нести ответственность и наказание в случае ошибки программы?
Поэтому чат-боты так неуверенно проникают в медицинскую практику. Надеемся, что скоро искусственный интеллект упростит жизнь медработников и действительно сможет помочь многим пациентам.   

Как вы используете чат-боты?



 

Другие материалы

Новость

О вреде ультраобработанной пищи

В ходе долгосрочного наблюдения выявлена взаимосвязь употребления ультраобработанной пищи и сердечно-сосудистой смертности.

Читать
Видео

Курс "Содружество врач-пациент" (1-я лекция)

На первом занятии мы разберемся в Калгари-Кембриджской системе и обсудим, какие бывают сложные пациенты. Также мы дадим пошаговый алгоритм, как выстраивать отношения с пациентом в самом начале консультации.

Читать
Новость

Мы запустили бесплатный курс о науке общения с пациентами

С мая на платформе Медицина360 стартует курс о том, как общаться с пациентами и избегать конфликтов.

Читать
Статья

Ошибочный и пропущенный диагноз - в чем разница?

В чем заключается разница между пропущенным и ошибочным диагнозом? Как снизить риск подобных ошибок? Разбираемся в медицинской и юридической сторонах вопроса.

Читать

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять