Статья

14 августа 2020

Посмотрело 4464

Самый сложный навык врача. Как правильно общаться с пациентом

Статья

14 августа 2020

Посмотрело 4464

Взаимопонимание между врачом и пациентом — один из самых важных факторов, которые влияют на качество диагностики и лечения. Если пациент точно понимает, зачем он проходит иследование, какую пользу даст ему каждый препарат и в каких случаях нужно звонить доктору, уровень комплайенса будет значительно выше.

Но установить партнерские отношения с пациентом получается не всегда. Бывает, что больные боятся что-то спросить или уточнить у врача. Из-за этого многие специалисты думают, что пациент уходит с четким пониманием своего состояния, а на самом деле это не так.

Чтобы получать еще больше полезных материалов, зарегистрируйтесь на Медицина360.

Подобная ситуация характерна не только для России, но и для всего медицинского мира. Крупное американское исследование показало: 75% хирургов-ортопедов считали, что хорошо общались со своими пациентами, но только 21% пациентов с ними согласились. И это серьезная проблема: согласно оценке Institute for Healthcare Communication (IHC), сложности в коммуникации с пациентом мешают собирать точный анамнез и снижают приверженность лечению.

Почему врачам сложно общаться с пациентами

Почему врачам сложно общаться с пациентами

Считается, что проблема не в личных качествах врача как человека, а в особенностях медицинского образования, которое само по себе подавляет эмпатию, и в той модели общения, которую специалист использует на приеме.

Если врач специально не учился взаимодействовать с пациентами, модели взаимодействия складываются естественным образом после начала практики. Большинство «естественных» моделей укладываются в классификацию Emanuel and Emanuel, которую применяют большинство исследователей отношений «врач-пациент»:

  • Патерналистский сценарий. Врач самостоятельно принимает решение о вмешательстве, предоставляя пациенту минимальную медицинскую информацию.
  • Совещательный сценарий. Врач предоставляет пациенту тщательно отобранную медицинскую информацию. Принятие решений о вмешательстве — совместный процесс, при этом врач дает пациенту конкретные рекомендации.
  • Интерпретирующий сценарий. Врач помогает пациенту разобраться в диагнозе и методах лечения. Решение о вмешательстве принимает пациент, а врач выступает в качестве консультанта.
  • Информативный сценарий. Роль врача заключается в том, чтобы передать пациенту всю необходимую медицинскую информацию, решение о вмешательстве пациент полностью принимает сам.

У всех четырех «естественных» сценариев есть недостатки, главный из которых — почти полное отсутствие грамотного эмоционального контакта. Поэтому еще в 1996 году специалисты факультета Кембриджского университета вместе с экспертами из канадского города Калгари разработали пятый сценарий взаимодействия врача и пациента — «Калгари-Кембриджскую модель медицинской консультации».

Самый сложный навык врача. Как правильно общаться с пациентом, фото 1

Что такое Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации

Что такое Калгари-Кембриджская модель медицинской консультации

Калгари-Кембриджская модель подразумевает не только обмен информацией с пациентом, но и выстраивание отношений с ним. На основе этой модели разработаны эффективные учебные программы, во время прохождения которых врачи тренируются находить общий язык с пациентом.

Согласно Калгари-Кембриджской модели, особенно важными врачебными навыками считается сбор историй болезни, развитие отношений между врачом и пациентом, деликатное консультирование, совместное принятие решений и умение сообщать плохие новости.

Модель предлагает четкую инструкцию для врача, регламентирующую начало приема, сбор анамнеза, структурирование визита, выстраивание отношений, совместное принятие решения по дальнейшей тактике и закрытие приема. Инструкция включает 56 пунктов и подсказки, что делать, если что-то пошло не так.

Где узнать больше о Калгари-Кембриджской модели

Где узнать больше о Калгари-Кембриджской модели

В 2018 году на русском языке вышло классическое руководство по Калгари-Кембриджской модели: «Навыки общения с пациентами» Дж. Сильвермана, С. Кёрца и Дж. Дрейпера. В книге даны конкретные, практические описания приемов коммуникации и доказательная база, на которую они опираются.

Мы перевели основные мысли из Калгари-Кембриджской системы общения в отдельном материале: Дружелюбно и без конфликтов: в чем суть Калгари-Кембриджской модели общения с пациентом.

Научиться грамотному общению с пациентами — очень важная задача. Поэтому совсем скоро на Медицина360 будет запущен обучающий курс, который поможет вам выработать этот навык. Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить старт и получить доступ.  


Если у вас остались вопросы по теме общения с пациентами, напишите их в комментариях, и мы подготовим дополнительный материал.

Другие материалы

Статья в карточках

Восемь ситуаций, когда пациенты злоупотребляют своими правами: разбор и руководство к действию

Согласно опросу RNC Pharma, 63% врачей сталкиваются с неадекватным поведением пациентов, для 32% респондентов-медиков грубость — обычное дело.

Читать
Статья

Ошибочный и пропущенный диагноз - в чем разница?

В чем заключается разница между пропущенным и ошибочным диагнозом? Как снизить риск подобных ошибок? Разбираемся в медицинской и юридической сторонах вопроса.

Читать
Слайд-шоу

7 современных российских больниц за пределами Москвы

Мы собрали самые большие и современные больницы и поликлиники России в одну подборку.

Читать
Статья

ХОБЛ. Партнерство врача и пациента для достижения контроля над заболеванием

По данным исследований, распространенность ХОБЛ в мире составляет 11,7% и будет увеличиваться в ближайшие десятилетия в связи с ростом табакокурения в экономически развитых странах.

Читать

Комментарии: 0

или

чтобы оставить комментарий.

Мы собираем и обрабатываем пользовательские данные, в том числе файлы cookies для оптимизации сайта и подбора для Вас релевантного контента. Нажав «Принять» или оставаясь на сайте, Вы разрешаете их использование. Подробнее: Политика конфиденциальности.

Принять